В современных двигателях в основном применяется комбинированная система смазки: в наиболее нагруженные узлы кривошипно-шатунного и газораспределительных механизмов масло подается под давлением, а остальные детали механизмов смазываются брызгами и масляным туманом. Самым распространенным подводом масла к подшипникам коленчатого вала является параллельный. Масло, выполнив свои основные функции (смазывание, охлаждение, очищение), стекает в поддон картера двигателя. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим достигается высокая износоустойчивость узлов современных двигателей.
         Система вентиляции картера двигателя обеспечивает вывод паров топлива и выхлопных газов, которые во время тактов сжатия и рабочего хода частично прорываются по стенкам цилиндров в картер, где разжижают масло. Это, в свою очередь, может приводить к образованию нагара и коррозии на деталях механизма. Однако, если своевременно делать замену масла, подобных неприятных последствий можно избежать.