ГОСТ 305-2013 выделяет вид I со значением массовой доли серы 0,20% (сернистое) и вид II – 0,05% (малосернистое). Но на сегодняшний день этот ГОСТ применяется в основном только для топлива, применяющегося в сельскохозяйственной технике. К автомобильной технике применяется более современный ГОСТ Р 53268-2005, который предъявляет к содержанию серы в топливе усиленные требования: I вид – 0,035%, II вид – 0,005%, III вид – 0,001%.
До 80-х годов XX века проблемам загрязнения окружающей среды уделялось не так много внимания. Проблема серы в топливах обуславливалась её негативным воздействием на дизельные двигатели. Сера может вызвать износ узлов, что вызвано коррозионными свойствами продуктов её сгорания, а также повышением количества отложений в камерах сгорания и на поршнях. Высокосернистое топливо нежелательно для дизельных двигателей любых типов с чисто технической точки зрения. Однако ее негативное воздействие на двигатель снижается при его работе в режиме увеличенной нагрузки и высокой рабочей температуры. При низкотемпературных условиях сера из топлива реагирует с конденсированной влагой внутри двигателя, образуя кислые растворы, которые вызывают коррозию металлических узлов и укоряют износ движущихся частей.
В последние годы в связи с неблагополучной экологической обстановкой постоянно обновляются и ужесточаются нормы выбросов автомобилями каких-либо загрязнителей воздуха. Наличие соединений серы в топливе увеличивает токсичность отработавших газов:
• во-первых, за счет повышения концентрации оксидов серы и твердых частиц в газах;
• во-вторых, за счет уменьшения эффективности и надежности работы современных систем управления составом отработавших газов.
Поэтому помимо разработки и производства техники, отвечающей новым стандартам на выбросы вредных веществ, постепенно устанавливаются более строгие ограничения на содержание серы в автомобильных топливах.
Анализ на содержание серы в топливах регламентируется несколькими методиками. Одним из наиболее современных методов является ГОСТ Р 51947-2002 Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (аутентичен ASTM D4294-98). Он позволяет быстро и точно определить содержание серы в топливах в диапазоне от 0,002 до 5%. Это тот диапазон, который позволяет определить максимально допустимые показатели серы во всех топливах: дизельном – не более 0,2% для I вида, не более 0,05% для II вида, газотурбинном – не более 2,5%, мазуте - не более 3,5%.
Исполнение данного метода возможно только в условиях лаборатории, т.к. при его воспроизведении имеется множество нюансов. Исследование топлива в лаборатории может дать объективную оценку используемого или закупаемого топлива, а показатель уровня сернистых соединений отразит один из наиболее важных качественных характеристик.