ГОСТ 305-2013 выделяет вид I со значением массовой доли серы 0,20% (сернистое) и вид II – 0,05% (малосернистое). Но на сегодняшний день этот ГОСТ применяется в основном только для топлива, применяющегося в сельскохозяйственной технике. К автомобильной технике применяется более современный ГОСТ Р 53268-2005, который предъявляет к содержанию серы в топливе усиленные требования: I вид – 0,035%, II вид – 0,005%, III вид – 0,001%.

 

До 80-х годов XX века проблемам загрязнения окружающей среды уделялось не так много внимания. Проблема серы в топливах обуславливалась её негативным воздействием на дизельные двигатели. Сера может вызвать износ узлов, что вызвано коррозионными свойствами продуктов её сгорания, а также повышением количества отложений в камерах сгорания и на поршнях. Высокосернистое топливо нежелательно для дизельных двигателей любых типов с чисто технической точки зрения. Однако ее негативное воздействие на двигатель снижается при его работе в режиме увеличенной нагрузки и высокой рабочей температуры. При низкотемпературных условиях сера из топлива реагирует с конденсированной влагой внутри двигателя, образуя кислые растворы, которые вызывают коррозию металлических узлов и укоряют износ движущихся частей.

 

В последние годы в связи с неблагополучной экологической обстановкой постоянно обновляются и ужесточаются нормы выбросов автомобилями каких-либо загрязнителей воздуха. Наличие соединений серы в топливе увеличивает токсичность отработавших газов:

• во-первых, за счет повышения концентрации оксидов серы и твердых частиц в газах;

• во-вторых, за счет уменьшения эффективности и надежности работы современных систем управления составом отработавших газов.

Поэтому помимо разработки и производства техники, отвечающей новым стандартам на выбросы вредных веществ, постепенно устанавливаются более строгие ограничения на содержание серы в автомобильных топливах.

 

Анализ на содержание серы в топливах регламентируется несколькими методиками. Одним из наиболее современных методов является ГОСТ Р 51947-2002 Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (аутентичен ASTM D4294-98). Он позволяет быстро и точно определить содержание серы в топливах в диапазоне от 0,002 до 5%. Это тот диапазон, который позволяет определить максимально допустимые показатели серы во всех топливах: дизельном – не более 0,2% для I вида, не более 0,05% для II вида, газотурбинном – не более 2,5%, мазуте - не более 3,5%.

Исполнение данного метода возможно только в условиях лаборатории, т.к. при его воспроизведении имеется множество нюансов. Исследование топлива в лаборатории может дать объективную оценку используемого или закупаемого топлива, а показатель уровня сернистых соединений отразит один из наиболее важных качественных характеристик.

 

Полезные материалы

  • Стабильность против окисления масел

    Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп смазочных масел (моторных, турбинных, компрессорных, для холодильных машин), а также для несмазочного трансформаторного масла имеет химическая стабильность, т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха в тяжелых условиях циркуляционной смазки. Известно, что при развитии реакции окисления масел молекулярным кислородом воздуха, особенно при повышенных температурах, способствующих окислительной полимеризации и окислительному крекингу, в маслах накапливаются кислоты, оксикислоты и высокомолекулярные смолистые продукты. Все это приводит к увеличению коррозионной активности масел, к выпадению различных осадков и к нагаро- и лакообразованию на различных частях поршневой группы двигателей и компрессоров. Подробнее...  

  • Характеристики минерального турбинного масла

    Турбина – это тепловой двигатель, основой которого является ротор с рядом лопаток. Поток горячих газов или пара, воздействуя на лопатки, заставляет ротор вращаться. Энергия вращения используется, например, для выработки электричества. Работа турбины характеризуется высокими динамическими нагрузками, тепловой напряженностью и большой длительностью рабочего цикла. 


    Для обеспечения ее безаварийной работы необходимы особые турбинные масла, требования к рабочим характеристикам которых, и их качеству значительно выше требований к маслам, например использующихся в двигателях внутреннего сгорания. Масла, применяемые для обеспечения работы турбины, выполняют две основные функции и несколько вспомогательных. 

     

    Подробнее...  
  • Сера в топливе

    Опубликованная в конце 1998 года Всемирная топливная хартия регламентирует характеристики качественных автомобильных топлив. Регулирование вопроса качества топлив стало необходимым с целью обеспечения качества автомобилей в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями . Кроме того, существует разделение на малосернистое и сернистое дизельное топливо.

     

     

     

    Подробнее...  
  • Анализ моторного масла

             Существует много причин для анализа моторного масла- это и превентивные меры по обеспечению транспорта качественным маслом и своевременной его замене, и корректирующие мероприятия по определению причин выхода из строя двигателя. Показательно в этом случае наглядно проводить параллельные испытания исходного и отработанного образцов масла.
           Так выглядит комплекс испытаний основных эксплуатационных характеристик, о которых можно прочитать в статье «Физико-химические и эксплуатационные показатели моторных масел»:
    - вязкость кинематическая при 40˚С и 100˚С,
    - индекс вязкости,
    - щелочное число,
    - смазывающие свойства: диаметр пятна износа, нагрузка критическая, нагрузка сваривания,
    - температура вспышки,
    - температура застывания,
    - массовая доля механических примесей,
    - массовая доля воды.
     
  • Анализ трансформаторного масла

    На что следует обратить внимание при закупке трансформаторного масла? В первую очередь, конечно, на наличие сертификата качества или паспорта. Но и они не всегда гарантируют, в конечном, счете соответствие масла всем требуемым нормативно-техническим характеристикам.
    Поступающее свежее трансформаторное масло следует подвергнуть полному физико-химическому лабораторному анализу, в который входит:
    - определение пробивного напряжения,
    - кислотное число,
    - температура вспышки,