Трансформаторные масла

Трансформаторные масла при работе трансформаторов подвергаются одновременному воздействию электрического и теплового полей, кислорода воздуха в присутствии катализаторов окисления (меди). Стойкость масла к воздействию указанных факторов определяется показателем стабильности против окисления. Существует несколько методик определения этого показателя.

Рекомендуемым международным методом испытания является метод, представленный в СТ МЭК 61125. Этот метод рассматривает окисление масла при температуре 120 °С, в присутствии медного катализатора при пропускании кислорода в течение времени (индукционного периода), необходимого для образования маслом летучих кислот в количестве, соответствующем величине нейтрализации – 0,28 мг КОН/г масла. Метод определения стабильности против окисления по ГОСТ 981-75 базируется на тех же факторах окисления: температура, медный катализатор, кислород.

Условия определения стабильности против окисления (температура, время воздействия факторов) для разных марок различны. После окончания воздействия факторов определяются:

• кислотное число;

• масса летучих низкомолекулярных кислот;

• масса образовавшегося осадка.

Показатели масла после испытаний являются нормируемыми и различными для разных марок масел. По результатам испытаний можно судить о соответствии полученных показателей нормируемым как для исходных масел, так и для эксплуатационных.

 

Турбинные масла

Турбинные масла служат для смазки и охлаждения подшипников паровых и водяных турбин они должны обладать большой стойкостью по отношению к окислению кислородом воздуха, так как работают в циркуляционной системе и многократно прогоняются под давлением через смазываемые поверхности, поэтому они должны обладать хорошей стабильностью против окисления при рабочей температуре (60—100 °С и выше), обеспечивать длительную бессменную (несколько лет) работу без выделения продуктов окисления (осадков и агрессивных соединений),  иметь низкую стойкость эмульсии с водой, проникающей в систему смазки при эксплуатации, не образовывать пены.

В российской энергетике в течение многих десятилетий для оценки стабильности турбинных масел против окисления используют методику по ГОСТ 981-75, широко применяемую для мониторинга качества как товарных, так и эксплуатационных отечественных турбинных масел типа Тп-22, находящихся в эксплуатации в оборудовании паровых и газовых турбин электрических станций.

Современные отечественные турбинные масла содержат композиции присадок, обеспечивающие на достаточно высоком уровне их стабильность против окисления в течение длительного срока эксплуатации. При этом в принятых условиях испытаний значения контролируемых показателей, как правило, остаются далёкими от предельных значений, установленных нормативными документами.

Вместе с тем необходимо отметить, что исторически сложилась парадоксальная ситуация когда стабильность против окисления эксплуатационного масла нельзя напрямую сравнить с данными, полученными при испытании того же масла до начала его использования, поскольку условия испытаний в этих случаях существенно различаются между собой:

— для товарных и свежих масел, находящихся на хранении:  температура испытаний – 1500С; время — 16 ч; расход кислорода — 3 дм3/ч, в присутствии меди;

— для эксплуатационных масел: температура испытаний –1200 С; время — 14 ч; расход кислорода — 12дм3/ч, в присутствии меди и стали.

По предложению ОАО «ВТИ» входной контроль импортных масел по показателю «стабильность против окисления» выполняется по ГОСТ 981 в условиях, принятых для испытаний отечественных товарных масел типа Тп-22С марки 1, и в настоящее время этот метод является единственным доступным для наших энергетиков и в реальных условиях эксплуатации. Стабильность оценивают по изменению кислотного числа, массовой доли осадка и выхода летучих низкомолекулярных кислот.

Полезные материалы

  • Стабильность против окисления масел

    Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп смазочных масел (моторных, турбинных, компрессорных, для холодильных машин), а также для несмазочного трансформаторного масла имеет химическая стабильность, т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха в тяжелых условиях циркуляционной смазки. Известно, что при развитии реакции окисления масел молекулярным кислородом воздуха, особенно при повышенных температурах, способствующих окислительной полимеризации и окислительному крекингу, в маслах накапливаются кислоты, оксикислоты и высокомолекулярные смолистые продукты. Все это приводит к увеличению коррозионной активности масел, к выпадению различных осадков и к нагаро- и лакообразованию на различных частях поршневой группы двигателей и компрессоров. Подробнее...  

  • Характеристики минерального турбинного масла

    Турбина – это тепловой двигатель, основой которого является ротор с рядом лопаток. Поток горячих газов или пара, воздействуя на лопатки, заставляет ротор вращаться. Энергия вращения используется, например, для выработки электричества. Работа турбины характеризуется высокими динамическими нагрузками, тепловой напряженностью и большой длительностью рабочего цикла. 


    Для обеспечения ее безаварийной работы необходимы особые турбинные масла, требования к рабочим характеристикам которых, и их качеству значительно выше требований к маслам, например использующихся в двигателях внутреннего сгорания. Масла, применяемые для обеспечения работы турбины, выполняют две основные функции и несколько вспомогательных. 

     

    Подробнее...  
  • Сера в топливе

    Опубликованная в конце 1998 года Всемирная топливная хартия регламентирует характеристики качественных автомобильных топлив. Регулирование вопроса качества топлив стало необходимым с целью обеспечения качества автомобилей в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями . Кроме того, существует разделение на малосернистое и сернистое дизельное топливо.

     

     

     

    Подробнее...  
  • Анализ моторного масла

             Существует много причин для анализа моторного масла- это и превентивные меры по обеспечению транспорта качественным маслом и своевременной его замене, и корректирующие мероприятия по определению причин выхода из строя двигателя. Показательно в этом случае наглядно проводить параллельные испытания исходного и отработанного образцов масла.
           Так выглядит комплекс испытаний основных эксплуатационных характеристик, о которых можно прочитать в статье «Физико-химические и эксплуатационные показатели моторных масел»:
    - вязкость кинематическая при 40˚С и 100˚С,
    - индекс вязкости,
    - щелочное число,
    - смазывающие свойства: диаметр пятна износа, нагрузка критическая, нагрузка сваривания,
    - температура вспышки,
    - температура застывания,
    - массовая доля механических примесей,
    - массовая доля воды.
     
  • Анализ трансформаторного масла

    На что следует обратить внимание при закупке трансформаторного масла? В первую очередь, конечно, на наличие сертификата качества или паспорта. Но и они не всегда гарантируют, в конечном, счете соответствие масла всем требуемым нормативно-техническим характеристикам.
    Поступающее свежее трансформаторное масло следует подвергнуть полному физико-химическому лабораторному анализу, в который входит:
    - определение пробивного напряжения,
    - кислотное число,
    - температура вспышки,