Основные факторы, влияющие на старение масла в двигателе и определяющие уровень его эксплуатационных свойств зависят от свойств применяемых топлива и моторного масла, организации рабочего процесса и конструктивных особенностей деталей цилиндропоршневой группы. От конструктивных особенностей деталей цилиндропоршневой группы зависит температурное состояние моторного масла, состав и количество продуктов сгорания, непосредственно контактирующих с ним, а также поверхность контакта и время взаимодействия детали с моторным маслом. При попадании этих веществ через неплотности цилиндропоршневой группы в моторное масло следует ожидать определенных изменений его свойств.
В двигателе во время работы накапливаются отложения. В зависимости от качества моторного масла и состояния самого двигателя скорость этого малоприятного процесса может быть разной, но механизм его остается неизменным. Все отложения в двигателе условно разделяют на три группы: высокотемпературные (нагары), среднетемпературные (лаки) и низкотемпературные (шламы и осадки). Лаки образуются на деталях цилиндро-поршневой группы (поршень, кольца, стенки цилиндра). Количество их зависит от возраста автомобиля, состояния двигателя, применяемого масла и периодичности его замены.