По назначению смазки подразделяют на 4 группы:
антифрикционные- предназначены для снижения трения и износа деталей машин и механизмов – радиальных подшипников, подшипников качения, шарнирных соединений, трансмиссий и других деталей для автомобильной промышленности, железнодорожного транспорта, прокатных станов, пищевой промышленности, текстильной, авиации и т.д.,
консервационные – предотвращающие коррозию металлических изделий  и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации,
уплотнительные – обладающие высокой герметизирующей способностью (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств,  резьбовых,  разъемных и подвижных соединений),
специального назначения – канатные, резьбовые, оружейные и т.д.

 

По температуре использования смазки делят на низкотемпературные, нормальные и высокотемпературные.

По диапазону применения смазки подразделяют на многофункциональные, специальные и обычные пластичные.

По типу загустителя смазки подразделяют на мыльные, углеводородные (органические) и смазки на неорганических загустителях.
Загуститель – вещество, способное загущать дисперсионную среду. В качестве дисперсионной среды  применяют синтетические и минеральные масла.
Самую большую группу составляют мыльные смазки, которые в свою очередь в зависимости от состава загустителя делят на обычные мыльные смазки, а также на комплексные и на смешанных мыльных загустителях.
По типу катиона молекулы мыла различают смазки на кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и т.д.

Загуститель в мыльных смазках:

  • в литиевых смазках: мыло, полученное омылением стеарина ( или 12-ОСК) щелочным агентом - гидроксидом  лития  (Циатим-201, Литол-24, Лита, Трансол-200, ЛС-1П, Шрус-4, Фиолы)
  • кальциевых смазках: мыло, полученное омылением стеарина гидроксидом кальция (Ринол), мыло, полученное омылением саломаса и подсолнечного масла гидроксидом кальция (Солидол, ИП-1, графитная)
  • в комплексных литиевых смазках : мыло , полученное омылением

3-х кислот: 12-ОСК, борной и терефталевой (14%:1,2%:1,2%) гидро-
ксидом лития (ЛКС-2, Роботемп, Юнола, ДОН-ВСП)

  • в комплексных кальциевых смазках: мыло, полученное омылением стеарина вместе с уксусной кислотой (6,5%:6,5%)  гидроксидом кальция (Унирол-2М), (14%:4%- Циатим-221)

Иногда в роли загустителя может быть касторовое масло, омыленное 2-мя щелочными агентами: гидроксидом кальция и гидроксидом натрия:   ЛЗ ЦНИИ-У , или гидроксидом лития и гидроксидом калия (158М). Такие смазки называются смазками на смешанных мылах.

Полезные материалы

  • Стабильность против окисления масел

    Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп смазочных масел (моторных, турбинных, компрессорных, для холодильных машин), а также для несмазочного трансформаторного масла имеет химическая стабильность, т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха в тяжелых условиях циркуляционной смазки. Известно, что при развитии реакции окисления масел молекулярным кислородом воздуха, особенно при повышенных температурах, способствующих окислительной полимеризации и окислительному крекингу, в маслах накапливаются кислоты, оксикислоты и высокомолекулярные смолистые продукты. Все это приводит к увеличению коррозионной активности масел, к выпадению различных осадков и к нагаро- и лакообразованию на различных частях поршневой группы двигателей и компрессоров. Подробнее...  

  • Характеристики минерального турбинного масла

    Турбина – это тепловой двигатель, основой которого является ротор с рядом лопаток. Поток горячих газов или пара, воздействуя на лопатки, заставляет ротор вращаться. Энергия вращения используется, например, для выработки электричества. Работа турбины характеризуется высокими динамическими нагрузками, тепловой напряженностью и большой длительностью рабочего цикла. 


    Для обеспечения ее безаварийной работы необходимы особые турбинные масла, требования к рабочим характеристикам которых, и их качеству значительно выше требований к маслам, например использующихся в двигателях внутреннего сгорания. Масла, применяемые для обеспечения работы турбины, выполняют две основные функции и несколько вспомогательных. 

     

    Подробнее...  
  • Сера в топливе

    Опубликованная в конце 1998 года Всемирная топливная хартия регламентирует характеристики качественных автомобильных топлив. Регулирование вопроса качества топлив стало необходимым с целью обеспечения качества автомобилей в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями . Кроме того, существует разделение на малосернистое и сернистое дизельное топливо.

     

     

     

    Подробнее...  
  • Анализ моторного масла

             Существует много причин для анализа моторного масла- это и превентивные меры по обеспечению транспорта качественным маслом и своевременной его замене, и корректирующие мероприятия по определению причин выхода из строя двигателя. Показательно в этом случае наглядно проводить параллельные испытания исходного и отработанного образцов масла.
           Так выглядит комплекс испытаний основных эксплуатационных характеристик, о которых можно прочитать в статье «Физико-химические и эксплуатационные показатели моторных масел»:
    - вязкость кинематическая при 40˚С и 100˚С,
    - индекс вязкости,
    - щелочное число,
    - смазывающие свойства: диаметр пятна износа, нагрузка критическая, нагрузка сваривания,
    - температура вспышки,
    - температура застывания,
    - массовая доля механических примесей,
    - массовая доля воды.
     
  • Анализ трансформаторного масла

    На что следует обратить внимание при закупке трансформаторного масла? В первую очередь, конечно, на наличие сертификата качества или паспорта. Но и они не всегда гарантируют, в конечном, счете соответствие масла всем требуемым нормативно-техническим характеристикам.
    Поступающее свежее трансформаторное масло следует подвергнуть полному физико-химическому лабораторному анализу, в который входит:
    - определение пробивного напряжения,
    - кислотное число,
    - температура вспышки,