Заокеанская классификация разделяет все тормозные жидкости по классам DOT (Department of Transportation), причем минимальным на сегодняшний день считается уровень DOT 3. Жидкости этого класса рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами. Пример отечественных продуктов этой группы — жидкость Томь. Следующий класс (DOT 4) объединяет жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Из отечественных продуктов этим требованиям отвечает пока только Роса и ее модификации. Жидкости более высоких классов используются в очень нагруженных тормозных системах (например, на спортивных автомобилях) и для подавляющего большинства автомобилистов малоинтересны.
Тормозные жидкости отечественного производства марок Нева, Томь, Роса и импортные с надписью "glycol" или "polyglycol" на упаковке имеют гликолевую (полигликолевую) основу и смешиваются между собой в любых пропорциях (естественно, если каждая из них является кондиционной).
Жидкости, используемые в гидросистемах автомобилей Citroen, Jaguar, Rolls-Royce и отечественных машин старого поколения, изготовлены на минеральной (нефтяной) основе.

Гликолевые и минеральные тормозные жидкости несовместимы!

В процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам. Часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов отводит поток набегающего воздуха, другая поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 °С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость "увлажняется", и, соответственно, снижается ее температура кипения.

Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность ее "закипания". При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии.

Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазывающими свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах.
Одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения. Замеряют эту температуру дважды: первый раз — "насухо", второй — после добавления влаги.  Полигликоли, на основе которых делаются тормозные жидкости, очень гигроскопичны — при контакте с воздухом они "хватают" из него водяные пары. Практика показывает, что в течение первого года эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается до 2% влаги, ко второму году — до 3,5%, к третьему — до 4,5%. Водяная добавка ощутимо снижает температуру кипения, поэтому в методику испытаний и вводится определение точки кипения "мокрой жидкости". Это позволяет оценить работоспособность тормозной жидкости после нескольких лет эксплуатации. Влага в гидроприводе тормозов приводит еще и к коррозии. Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест "на ржавчину": специальный "веер", собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100оС), после чего оценивают внешний вид металла, определяют изменение его массы и оценивают состояние самого раствора.

Другой важный показатель качества — кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при -40оС и при 100оС. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный — смазывающую способность жидкости. Слишком жидкая тормозная жидкость повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.

Следующий тест — взаимодействие с резиной. При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость. В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно российским нормам, "купание" в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов.

Существуют  еще такие критерии, как стабильность характеристик при высокой температуре, низкотемпературные свойства, плотность, совместимость с водой и другими тормозными жидкостями, испаряемость и т. д. Только российскими ТУ предусмотрено 15 видов испытаний.

Полезные материалы

  • Стабильность против окисления масел

    Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп смазочных масел (моторных, турбинных, компрессорных, для холодильных машин), а также для несмазочного трансформаторного масла имеет химическая стабильность, т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха в тяжелых условиях циркуляционной смазки. Известно, что при развитии реакции окисления масел молекулярным кислородом воздуха, особенно при повышенных температурах, способствующих окислительной полимеризации и окислительному крекингу, в маслах накапливаются кислоты, оксикислоты и высокомолекулярные смолистые продукты. Все это приводит к увеличению коррозионной активности масел, к выпадению различных осадков и к нагаро- и лакообразованию на различных частях поршневой группы двигателей и компрессоров. Подробнее...  

  • Характеристики минерального турбинного масла

    Турбина – это тепловой двигатель, основой которого является ротор с рядом лопаток. Поток горячих газов или пара, воздействуя на лопатки, заставляет ротор вращаться. Энергия вращения используется, например, для выработки электричества. Работа турбины характеризуется высокими динамическими нагрузками, тепловой напряженностью и большой длительностью рабочего цикла. 


    Для обеспечения ее безаварийной работы необходимы особые турбинные масла, требования к рабочим характеристикам которых, и их качеству значительно выше требований к маслам, например использующихся в двигателях внутреннего сгорания. Масла, применяемые для обеспечения работы турбины, выполняют две основные функции и несколько вспомогательных. 

     

    Подробнее...  
  • Сера в топливе

    Опубликованная в конце 1998 года Всемирная топливная хартия регламентирует характеристики качественных автомобильных топлив. Регулирование вопроса качества топлив стало необходимым с целью обеспечения качества автомобилей в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями . Кроме того, существует разделение на малосернистое и сернистое дизельное топливо.

     

     

     

    Подробнее...  
  • Анализ моторного масла

             Существует много причин для анализа моторного масла- это и превентивные меры по обеспечению транспорта качественным маслом и своевременной его замене, и корректирующие мероприятия по определению причин выхода из строя двигателя. Показательно в этом случае наглядно проводить параллельные испытания исходного и отработанного образцов масла.
           Так выглядит комплекс испытаний основных эксплуатационных характеристик, о которых можно прочитать в статье «Физико-химические и эксплуатационные показатели моторных масел»:
    - вязкость кинематическая при 40˚С и 100˚С,
    - индекс вязкости,
    - щелочное число,
    - смазывающие свойства: диаметр пятна износа, нагрузка критическая, нагрузка сваривания,
    - температура вспышки,
    - температура застывания,
    - массовая доля механических примесей,
    - массовая доля воды.
     
  • Анализ трансформаторного масла

    На что следует обратить внимание при закупке трансформаторного масла? В первую очередь, конечно, на наличие сертификата качества или паспорта. Но и они не всегда гарантируют, в конечном, счете соответствие масла всем требуемым нормативно-техническим характеристикам.
    Поступающее свежее трансформаторное масло следует подвергнуть полному физико-химическому лабораторному анализу, в который входит:
    - определение пробивного напряжения,
    - кислотное число,
    - температура вспышки,