Определение степени отработанности масел
Для характеристики состояния работавшего масла определяют его вязкость, щелочное число, температуру вспышки, массовую долю мехпримесей и смолистых, наличие воды. По величине соответствующих показателей судят об изменении физико-химических свойств масла, иными словами, о степени отработанности масла.
Если значение кинематической вязкости снижается, одновременно в отработанном масле определяется наличие воды и имеет место снижение температуры вспышки – это свидетельствует о попадании топлива и продуктов его сгорания в систему смазки. В других случаях имеет место сильное осмоление масла, повышение его вязкости до 30% . Оба случая (изменение вязкости более чем на 2-3 ед.) свидетельствуют о необходимости замены масла, а в первом случае о профилактике двигателя.
Значение щелочного числа не должно понижаться до ~ 3,0 мг КОН/г. Более низкие значения щелочного числа свидетельствуют о срабатывании моющих присадок.
Осуществляется оценка диспергирующе-стабилизирующих свойств работавших моторных масел методом «капельной пробы». Метод «капельной пробы» указывает приблизительно степень дисперсии частиц, содержащихся в работавшем моторном масле и позволяет быстро, но ориентировочно определить эффективность оставшихся присадок масла, сделать заключение о дальнейшей пригодности работающего моторного масла и о необходимости технически обоснованной его смены. Чем больше площадь и ярче выражена зона диффузии пятна, полученного после впитывания масла фильтровальной бумагой и высушиванием при 2000С, тем больше степень дисперсности нерастворимых частиц загрязнения у работавшего масла, тем выше его диспергирующе-стабилизирующая способность. И, наоборот, когда эта зона не проявляется (присадка совершенно сработала) эти свойства в таком масле оказываются на очень низком уровне.
Чтобы проверить смазочные свойства, не разрушились ли в процессе эксплуатации противоизносные присадки, проверяется показатель износа при нагрузке 20 кГс и длительности испытания – 1 час. Если значение пятна износа лежит в пределах 0,3-0,4 мм, это свидетельствует о сохранности указанной выше присадки.
Важным параметром при испытании отработанного масла считается наличие механических примесей. Если их значение превышает 0,1 % масс., и в их составе есть металлические включения – продукт износа деталей, двигателю необходимо произвести ремонт, так как одной смены масла будет недостаточно.