Как осуществляется подбор пластичной смазки?
При подборе смазки нужно учитывать конкретные условия эксплуатации: конструкцию узла трения, рабочий диапазон температур, нагрузки, испытуемые узлом (постоянные, ударные), скорость вращения, наличие агрессивной среды, необходимость фильтрации смазки и т.д.
Подшипники качения - самые массовые узлы. Обычно подшипники функционируют в диапазоне температур от -30 до +120 С, при скоростях до 3 тыс. об/мин.
Средняя рабочая температура большей части подшипников находится в пределах 30-80°С. В этом диапазоне температур могут работать все пластичные смазки, не испытывая отрицательного влияния на прочность их структуры. Средняя продолжительность работы, которую выдерживает смазка в этом диапазоне температур, составляет до несколько десятков тысяч часов.
При температуре свыше 100°С ряд смазок уже работать не может (простые кальциевые, натриевые, алюминиевые) смазки литиевые - Литол, Фиолы.
При температуре до 120°С могут работать смазки, загущенные литиевыми мылами, комплексные смазки (Са, Na, Al, Li) и смазки, загущенные неорганическими и органическими загустителями. При температуре до 150°С могут применятся комплектные смазки (Са, Na, Al, Li) и смазки на неорганических загустителях. Продолжительность работы смазок сокращается до нескольких часов. При температуре свыше 150°С работает небольшое число подшипников - несколько процентов - обычно в специальных устройствах.
При температуре ниже (-30°С) должны применятся смазки низкотемпературные на маслах с небольшой вязкостью, содержащие небольшое количество загустителя (ЦИАТИМ-201, Зимол-1).
При подборе смазки надо также учитывать влияние частоты вращения. При больших частотах вращения лучше работают смазки на маслах с небольшой вязкостью, но с высоким классом консистенции, т.е. более твердые.
Смазки с присадками используют для смазывания подшипников, работающих при больших контактных напряжениях (3000 МПа), или в случае, если в подшипнике кроме трения качения возникает трение скольжения (роликовый подшипник). Практически в шариковых, роликовых подшипниках допустимо использовать многоцелевые антифрикционные смазки. Это подтверждается успешным многолетним опытом применения в радиальных шариковых и конических роликовых подшипниках колес отечественной автомобильной техники смазки Литол-24.
Подшипники скольжения - опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Важная особенность данных подшипников - их, как правило, не герметизируют, поэтому смазочный материал может выдавливаться из подшипника скольжения. Срок его службы до очередной смены обычно не превышает несколько сотен часов, в то время как в герметизированном подшипники качения та же смазка может работать без пополнения в течение тысяч часов.
Явление "выдавливания" из подшипников скольжения уменьшается при использовании липких смазок, изготовленных на вязких маслах. (Литол-24, Литол-24РК, кLi-смазки. Применение плотных смазок с высокими пределами прочности неэффективно, т.к. напряжение сдвига в зазорах подшипников скольжения намного больше предела прочности любых смазок. Кроме того, после начала вращения вала и сдвига смазки, ее предел прочности падает до нуля.
Применяемые в подшипниках скольжения смазки, должны обладать высокой механической стабильностью. Механически нестабильная смазка будет вытекать из шарнира, что подтверждается на практике, в частности, по опыту использования солидолов в шарнирах автомобильных подвесок.
Трущиеся поверхности (плоские или криволинейные) работают при малых скоростях и высоких нагрузках. В этом случае особенно важна способность смазки удерживаться на открытых, наклонных и вертикальных поверхностях, а также их защитная способность.
Особое внимание следует обратить на водостойкость смазок, т.к. они находятся в постоянном контакте с окружающей, возможно, влажной средой. Чаще всего трущиеся поверхности смазывают солидолами. При повышенных температурах вместо пластичных смазок используют твердые смазочные покрытия.
В зубчатых передачах тихоходных, плохо герметизированных редукторов, используют, в основном, полужидкие смазки. Пластичные смазки закладывают в редукторы вспомогательных механизмов автомобилей, самолетов. При эксплуатации смазку не заменяют и не пополняют. Смазку ЦИАТИМ-201 часто применяют в зубчатых передачах точных механизмов. Пластичные смазки для винтовых и реечных передач применяют в тех случаях, когда не нужно отводить тепло.