Как осуществляется подбор пластичной смазки?

При подборе смазки нужно учитывать конкретные условия эксплуатации: конструкцию узла трения, рабочий диапазон температур, нагрузки, испытуемые узлом (постоянные, ударные), скорость вращения, наличие агрессивной среды, необходимость фильтрации смазки и т.д.
Подшипники качения - самые массовые узлы. Обычно подшипники функционируют в диапазоне температур от -30 до +120 С, при скоростях до 3 тыс. об/мин.
Средняя рабочая температура большей части подшипников находится в пределах 30-80°С. В этом диапазоне температур могут работать все пластичные смазки, не испытывая отрицательного влияния на прочность их структуры. Средняя продолжительность работы, которую выдерживает смазка в этом диапазоне температур, составляет до несколько десятков тысяч часов.
При температуре свыше 100°С ряд смазок уже работать не может (простые кальциевые, натриевые, алюминиевые) смазки литиевые - Литол, Фиолы.
При температуре до 120°С могут работать смазки, загущенные литиевыми мылами, комплексные смазки (Са, Na, Al, Li) и смазки, загущенные неорганическими и органическими загустителями. При температуре до 150°С могут применятся комплектные смазки (Са, Na, Al, Li) и смазки на неорганических загустителях. Продолжительность работы смазок сокращается до нескольких часов. При температуре свыше 150°С работает небольшое число подшипников - несколько процентов - обычно в специальных устройствах.
При температуре ниже (-30°С) должны применятся смазки низкотемпературные на маслах с небольшой вязкостью, содержащие небольшое количество загустителя (ЦИАТИМ-201, Зимол-1).
При подборе смазки надо также учитывать влияние частоты вращения. При больших частотах вращения лучше работают смазки на маслах с небольшой вязкостью, но с высоким классом консистенции, т.е. более твердые.
Смазки с присадками используют для смазывания подшипников, работающих при больших контактных напряжениях (3000 МПа), или в случае, если в подшипнике кроме трения качения возникает трение скольжения (роликовый подшипник). Практически в шариковых, роликовых подшипниках допустимо использовать многоцелевые антифрикционные смазки. Это подтверждается успешным многолетним опытом применения в радиальных шариковых и конических роликовых подшипниках колес отечественной автомобильной техники смазки Литол-24.
Подшипники скольжения - опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Важная особенность данных подшипников - их, как правило, не герметизируют, поэтому смазочный материал может выдавливаться из подшипника скольжения. Срок его службы до очередной смены обычно не превышает несколько сотен часов, в то время как в герметизированном подшипники качения та же смазка может работать без пополнения в течение тысяч часов.
Явление "выдавливания" из подшипников скольжения уменьшается при использовании липких смазок, изготовленных на вязких маслах. (Литол-24, Литол-24РК, кLi-смазки. Применение плотных смазок с высокими пределами прочности неэффективно, т.к. напряжение сдвига в зазорах подшипников скольжения намного больше предела прочности любых смазок. Кроме того, после начала вращения вала и сдвига смазки, ее предел прочности падает до нуля.
Применяемые в подшипниках скольжения смазки, должны обладать высокой механической стабильностью. Механически нестабильная смазка будет вытекать из шарнира, что подтверждается на практике, в частности, по опыту использования солидолов в шарнирах автомобильных подвесок.
Трущиеся поверхности (плоские или криволинейные) работают при малых скоростях и высоких нагрузках. В этом случае особенно важна способность смазки удерживаться на открытых, наклонных и вертикальных поверхностях, а также их защитная способность.
Особое внимание следует обратить на водостойкость смазок, т.к. они находятся в постоянном контакте с окружающей, возможно, влажной средой. Чаще всего трущиеся поверхности смазывают солидолами. При повышенных температурах вместо пластичных смазок используют твердые смазочные покрытия.
В зубчатых передачах тихоходных, плохо герметизированных редукторов, используют, в основном, полужидкие смазки. Пластичные смазки закладывают в редукторы вспомогательных механизмов автомобилей, самолетов. При эксплуатации смазку не заменяют и не пополняют. Смазку ЦИАТИМ-201 часто применяют в зубчатых передачах точных механизмов. Пластичные смазки для винтовых и реечных передач применяют в тех случаях, когда не нужно отводить тепло.

Полезные материалы

  • Стабильность против окисления масел

    Очень серьезное эксплуатационное значение для многих групп смазочных масел (моторных, турбинных, компрессорных, для холодильных машин), а также для несмазочного трансформаторного масла имеет химическая стабильность, т. е. способность масла противостоять окислению кислородом воздуха в тяжелых условиях циркуляционной смазки. Известно, что при развитии реакции окисления масел молекулярным кислородом воздуха, особенно при повышенных температурах, способствующих окислительной полимеризации и окислительному крекингу, в маслах накапливаются кислоты, оксикислоты и высокомолекулярные смолистые продукты. Все это приводит к увеличению коррозионной активности масел, к выпадению различных осадков и к нагаро- и лакообразованию на различных частях поршневой группы двигателей и компрессоров. Подробнее...  

  • Характеристики минерального турбинного масла

    Турбина – это тепловой двигатель, основой которого является ротор с рядом лопаток. Поток горячих газов или пара, воздействуя на лопатки, заставляет ротор вращаться. Энергия вращения используется, например, для выработки электричества. Работа турбины характеризуется высокими динамическими нагрузками, тепловой напряженностью и большой длительностью рабочего цикла. 


    Для обеспечения ее безаварийной работы необходимы особые турбинные масла, требования к рабочим характеристикам которых, и их качеству значительно выше требований к маслам, например использующихся в двигателях внутреннего сгорания. Масла, применяемые для обеспечения работы турбины, выполняют две основные функции и несколько вспомогательных. 

     

    Подробнее...  
  • Сера в топливе

    Опубликованная в конце 1998 года Всемирная топливная хартия регламентирует характеристики качественных автомобильных топлив. Регулирование вопроса качества топлив стало необходимым с целью обеспечения качества автомобилей в соответствии с потребительскими и экологическими мировыми требованиями . Кроме того, существует разделение на малосернистое и сернистое дизельное топливо.

     

     

     

    Подробнее...  
  • Анализ моторного масла

             Существует много причин для анализа моторного масла- это и превентивные меры по обеспечению транспорта качественным маслом и своевременной его замене, и корректирующие мероприятия по определению причин выхода из строя двигателя. Показательно в этом случае наглядно проводить параллельные испытания исходного и отработанного образцов масла.
           Так выглядит комплекс испытаний основных эксплуатационных характеристик, о которых можно прочитать в статье «Физико-химические и эксплуатационные показатели моторных масел»:
    - вязкость кинематическая при 40˚С и 100˚С,
    - индекс вязкости,
    - щелочное число,
    - смазывающие свойства: диаметр пятна износа, нагрузка критическая, нагрузка сваривания,
    - температура вспышки,
    - температура застывания,
    - массовая доля механических примесей,
    - массовая доля воды.
     
  • Анализ трансформаторного масла

    На что следует обратить внимание при закупке трансформаторного масла? В первую очередь, конечно, на наличие сертификата качества или паспорта. Но и они не всегда гарантируют, в конечном, счете соответствие масла всем требуемым нормативно-техническим характеристикам.
    Поступающее свежее трансформаторное масло следует подвергнуть полному физико-химическому лабораторному анализу, в который входит:
    - определение пробивного напряжения,
    - кислотное число,
    - температура вспышки,